Правила пользования

Правила пользования библиотекой

 Общие положения

  • Все граждане республики в соответствии с личными потребностями и интересами имеют права на свободный и бесплатный доступ к основным информационным материалам и услугам библиотек государственной формы собственности. 
  • Отдельные (дополнительные) виды услуг могут быть платными, если это не противоречит законодательству и целям деятельности библиотеки.

Порядок регистрации пользователей библиотеки

  •  При записи в библиотеку гражданин должен предъявить паспорт либо другой удостоверяющий личность документ, сообщить необходимые для оформления сведения, заполнить регистрационные документы, ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить согласие на их выполнение личной подписью.
  • Дети и подростки до 16 лет записываются в библиотеку согласно спискам классов Старобинской средней школы или при предъявлении документов удостоверяющих личность

Права пользователей библиотеки

  • Бесплатный доступ к основным виды библиотечного-библиографического обслуживания;
  • Несовершеннолетние лица имеют право на информационно-библиотечное и справочно-библиографическое обслуживание;
  • Граждане с ограниченными физическими возможностями на информационно-библиотечное обслуживание имеют право на доставку библиотечных документов на дом.

Пользователи библиотек имеют право: 

  • Беспрепятственно посещать библиотеку согласно режиму её работы.
  • Бесплатно получать полную информацию о составе фондов библиотеки через систему каталогов, картотек;
  • Бесплатно получать консультативную помощь в поиске источников информации.
  • Бесплатно получать во временное пользование документы из фондов библиотеки для работы в читальном зале или на абонементе;
  • Пользоваться иными видами услуг, в том числе платными;
  • Копировать документы на бумажные носители в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» и определённым библиотекой перечнем платных услуг.
  • Участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой.
  • По согласованию с администрацией использовать в читальных залах технические устройства на автономном питании без звуковых сигналов (компьютеры персональные, магнитофоны, счётные машинки, аудиоплейеры, фотоаппараты).
  • Пользоваться мобильными телефонами вне читательских помещений.
  • Обращаться с предложениями, замечаниями, жалобами к представителям администрации библиотеки по всем вопросам, касающимся обслуживания.

Обязанности пользователей библиотеки 

 Пользователь библиотеки обязан: 

  • Выполнять Правила пользования библиотекой, утверждённые её основателем, и соблюдать распорядок (режим) работы библиотеки.
  • Не нарушать расстановку документов в фонде библиотеки, не вынимать карточки из каталогов и картотек.
  • Бережно относиться к документам из библиотечных фондов, не наносить ущерба полученным изданиям подчеркиванием, пометками на страницах, не вырывать и не загибать страницы.
  • При получении библиотечных документов с какими-нибудь дефектами пользователь должен сообщить об этом библиотекарю, который обязан делать на таких документах соответствующие пометки.
  • Нести ответственность за взятые и оставленные без присмотра библиотечные документы.
  • Своевременно, в определённый библиотекой срок, возвращать документы, полученные из фондов библиотеки.
  • Бережно относиться к библиотечному имуществу и оборудованию, возмещать ущерб, причинённый библиотеке.
  • Проходить перерегистрацию читате­лей в срок и в соответствии с порядком, установленным библиотекой.
  • Обо всех изменениях: места жительства, работы, учебы, смене фамилии, номеров телефонов сообщать для внесения изменений в библиотечные документы.
  • Соблюдать общественный порядок и чистоту в помещениях библиотеки и способствовать соблюдению порядка другими пользователями.
  • Отключать звуковой сигнал мобильного телефона в читальных залах.
  • Проявлять корректность по отношению к пользователям, сотрудникам библиотеки,  подчиняться требованиям сотрудников библиотеки, милицейской и пожарной служб в чрезвычайных ситуациях (пожар, авария,  и т. п.).
 Пользователям запрещается: 

  • Вносить в библиотеку и использовать различные копировальные аппараты, книжные сканеры, аудио-, фото- и видеоаппаратуру, музыкальные инструменты; вести фотосъемку помещений библиотеки, ее фондов. Примечание. Исключение может быть сделано только с разрешения администрации библиотеки.
  • Делать пометки на каталожных карточках и вынимать их из каталогов и картотек.
  • Загибать страницы документов, вкладывать в них толстые закладки, увеличивать разворот дркумента с помощью карандаша или ручки, вырывать или вырезать страницы, делать пометки.
  • Выносить документы, предназначенные для работы в читальном зале. Примечание. Исключение может быть сделано в порядке оказания платных услуг.
  • Выносить за пределы помещения библиотечного абонемента любые виды документов, без оформления их в читательском формуляре или других принятых библиотекой формах учета.
  • Принимать пищу в читальных залах и распивать спиртные напитки в помещениях библиотеки.Заходить в служебные помещения; пользоваться служебными телефонами, каталогами, картотеками без разрешения сотрудников библиотеки.
  •  Самовольно размещать объявления, афиши, иные рекламные материалы, осуществлять коммерческую деятельность в помещениях библиотеки.
  • Нарушать нормы общественного порядка, тишину, создавать нерабочую обстановку в помещениях библиотеки.Примечание. Лицам, не соблюдающим данные правила, может быть сделано замечание, предложено покинуть здание библиотеки.
  • Посещать библиотеку в нетрезвом состоянии, под действием наркотических или психотропных средств.
  • Курить в помещениях библиотеки. 

Ответственность пользователей за нарушение правил пользования библиотекой 

  • Пользователь, утерявший или повредивший документ, должен заменить его идентичным или признанным библиотекой равнозначным, а при невозможности замены – компенсировать урон в форме и размере, установленном Правилами пользования библиотекой и предусмотренных действующим законодательством.
  • За утерю или повреждение документов из фондов библиотеки несовершеннолетними пользователями ответственность несут их родители либо опекуны, попечители детского учреждения, под надзором которых они находятся.
  • Несанкционированный вынос документов из библиотеки расценивается как хищение имущества.
  • Пользователям, нарушившим сроки сдачи документов из фондов библиотеки, выдача последующих документов прекращается всеми струк­турными подразделениями до погашения задолженности. 

ПРАВА БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ 

Библиотека имеет право:

  • Требовать от пользователя выполнения правил пользования библиотекой.
  • Оказывать платные услуги, перечень, которых определяется и утверждается ГУК "Солигорская районная центральная библиотека".
  • Реализовывать документы из библиотечных фондов в соответствии с законодательством.
  • Принимать меры по компенсации урона, нанесённого пользователями библиотеки, в соответствии с законодательством.
  • Требовать от пользователя освободить помещение библиотеки в случае, если он своим поведением мешает работе других пользователей и сотрудников (шум, неэтичное поведение и т.п.).
  • В случае грубых нарушений правил пользования библиотекой обращаться за помощью к представителям правоохранительных органов.

Обязанности библиотеки по обслуживанию пользователей

Библиотека обязана:
  • Содействовать реализации права граждан на информационно-библиотечное обслуживание, установленного законом «О библиотечном деле в Республике Беларусь».

  • Формировать библиотечные фонды, обеспечивать их сохранность и рациональное использование в соответствии с законом «О библиотечном деле в Республике Беларусь» и Уставом (Положением) библиотеки.

  • Обслуживать пользователей в соответствии с Уставом (Положением) и Правилами пользования библиотекой.
  • Знакомить пользователей [при записе в библиотеку] с Правилами пользования библиотекой.
  • Предоставить полную информацию пользователям об информационных ресурсах библиотеки, о наличии в библиотеке тех или иных документов, предоставлять возможность пользования каталогами, картотеками,библиографическими и информационными документами, оказывать помощь в подборе необходимых документов.
  • Информировать пользователей обо всех видах услуг, оказываемых библиотекой, об изменениях и дополнениях в режиме её работы.
  • Сохранять конфиденциальность сведений о пользователях и их информационных запросах.
  • Обеспечивать высокую культуру обслуживания, создавать благоприятные условия для работы в библиотеке, удовлетворять потребности пользователей в создании при библиотеках любительских объединений, клубов по интересам и т. д.
  • Изучать и наиболее полно удовлетворять запросы пользователей.
  • Предоставлять пользователям по их требованию Книгу жалоб и предложений.

Ответственность должностных лиц библиотеки за организацию обслуживания пользователей

Должностные лица несут ответственность за качество обслуживания пользователей согласно своим должностным обязанностям и положениям о соответствующих структурных подразделениях библиотеки.